arishanya (arishanya) wrote,
arishanya
arishanya

Category:

Филипп Пулман, "Темные начала"

Толчком послужил фильм с Дэниелом Крейгом и нежно мною любимой Николь Кидман. Несмотря на негативные отзывы критиков и провал в прокате фильм мне показался вполне достойным. Красивая, зрелищная сказка, без особого морализаторства. Раздосадовал открытый финал, и по большому счету, именно он побудил меня купить трилогию "Темные начала".

Лучше бы я ограничилась просмотром фильма.

Первая книга, по которой и был снят "Золотой компас", мне понравилась. Не показались особо раздражающими и теологические выкладки, и критика института церкви, которые были отсечены создателями фильма. В конце концов, мало ли как человек относится к институту религии, может он вообще агностик. И право на высказывание собственного мнения - позитивного или негативного - о церкви как таковой он тоже имеет.


Сказочные параллельные миры, бронированные медведи и ведьмы на помеле оказались лишь декорацией для богоборческих манифестов Пулмана. Я не знаю, что должно быть у человека в голове, какими должны быть его взгляды на христианство и религию в целом, и какие цели он преследовал, написав то, что он написал. И, по правде говоря, не хочу знать - страшно.

Во второй книге к ведьмам, медведям и прочим сказочным существам прибавляются ангелы. Они приходят под знамена лорда Азриэла, исследовавшего свойства золотой пыли и одержимого идеей богоборчества, чтобы поддержать его в его войне против Творца. По ходу пьесы выясняется, что и Творец на самом деле не Творец, а лишь один из ангелов, узурпировавший власть в самом начале творения мира неизвестно кем. За многие тысячелетия самопровозглашенный Творец одряхлел, усох, и фактическая власть перешла в руки ангела-регента - тирана и деспота. Сонм остальных ангелов раскололся на две части - одни поддерживают тирана, вторые хотят его свержения. Вся эта бодяга расписывается во всех деталях, нудно и подробно. Но и это не самое страшное.

По ходу действия главной героине книги, Лире, предстоит спуститься в мир мертвых, чтобы отыскать своего друга Роджера. И вот тут-то и начинается полный мрак. С такой депрессухой в художественных произведениях мне приходилось встречаться редко. В мире мертвых Пулмана нет ада и нет рая. Обещание рая - обман. Каким бы праведником человек не был в жизни, он не попадет в рай. Не попадет он и в ад, поскольку оба эти понятия отсутствуют. Есть лишь лимбо, серая и пустынная равнина, по которой обречены скитаться души всех умерших - в полной тоске и абсолютном отчаянии, преследуемые и терзаемые омерзительными гарпиями, которые постоянно напоминают умершим о всех совершенных ими скверных поступках, и от этого существование душ становится еще невыносимее. Полное отсутствие надежды, абсолютная, беспросветная безнадега. Страдания, которое испытывают души, невыносимо, и Пулман описывает его во всех деталях, с видимым смаком, с каким-то извращенным удовольствием. Вечные скитания в сером мраке, душевные терзания, невозможность успокоения и безнадежное одиночество - вот что по теории Пулмана ждет человека после смерти. Не лишая человека души, Пулман обрекает душу на вечные страдания - вне зависимости от жизни, которую человек вел на земле. На мой вгляд, религиозная доктрина воздания по заслугам, которую Пулман считает подлым враньем, куда более милосердна, чем представление о загробной жизни самого богоборца.

В книге заканчивается все хорошо - девочка Лира находит выход из страны мертвых, и души устремляются в обнаруженный проем, чтобы, снова оказавшись в мире живых, перестать существовать, распасться на атомы и исчезнуть, слившись в экстазе облегчения и счастья с атомами природы - дождя, солнечного света и воздуха.

Но вот что интересно: облегчение, дарованное душам умерших, описано гораздо более схематично, чем их страдания. Окончание истории - разумеется, почти счастливое - также особой завершенностью не обладает: ходульно, схематично, натянуто. А вот описание скитаний душ в лимбо Пулману удалось - растянувшиеся не на один десяток страниц сцены наводят ужас и вгоняют в глубочайшую депрессию. Жизнь - это лишь краткая прелюдия к тем страданиям, которые ждут человека после смерти, и избежать их ему не дано. И на протяжении всей жизни рядом с человеком ходит его смерть, она у каждого своя, и год от года она приближается все ближе и ближе, чтобы в конце жизни стать осязаемой и проводить человека в последний путь в безрадостную и безнадежную вечность, говорит Пулман. При том, что к особо впечатлительным личностям я не отношусь, мне понадобилось несколько дней, чтобы стряхнуть с себя вязкое наваждение и выйти из состояния депрессии, навеяной «Темными временами».

Все конечно еще помнят те крики, которые церковь подняла вокруг скверной поделки «Код да Винчи». Мол, богомерзкая книга, богохульство, вредоносные идеи. Получилась прекрасная реклама и книге, и фильму. Так вот по сравнению с «Темными началами» творение Дэна Брауна настолько невинно, что его вполне можно рекомендовать к прочтению в монастырях.

В общем, хорошенько подумайте, прежде чем дарить своим детям волшебную сказочку богоборца Филиппа Пулмана.

Tags: Книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments